В бизнесе известен, но часто игнорируется
тот факт, что намного легче продать уже что-то купившему у вас человеку,
чем посетителю, появившемуся впервые. Как это сделать? Нужно просто постепенно
и вовремя переводить покупателей с одной ступеньки шкалы на другую.
Часто вы бываете посетителем.
Вам нужен новый костюм. У вас сломался тостер. Близятся дни рождения, праздники, юбилеи.
Что-то ломается, и вам нужно это заменить. Вам требуется что-то получше,
например, компьютер, телефон с автоответчиком, новые часы, авторучка.
Чтобы узнать, что предлагается на рынке, существуют каталоги, а можно
просто забежать в магазин по дороге, поглазеть на витрины.
Как только человек переходит из категории потенциального покупателя в
категорию посетителя, тут для вас и начинается бизнес. Посетитель уже
предпринял некоторое усилие, чтобы познакомиться с вашим бизнесом и вами.
У вас же, чтобы произвести на посетителей нужное впечатление и чтобы
они приняли решение иметь дело именно с вами, есть в распоряжении лишь
несколько секунд.
Общенациональный опрос миллиона покупателей показал, что они решают,
покупать им или нет, в первые восемь секунд пребывания в данном магазине.
Эта цифра, конечно, любопытна, но смыслом она наполняется только
тогда, когда вы о ней задумаетесь. Именно в первые секунды человек
воспринимает общую атмосферу, отношение к покупателям, рекламу и раскладку
товаров. Если ваши работники вежливы, если в помещении чисто и оно хорошо
обустроено, а цены приемлемы и четко обозначены, то у вас есть хороший
шанс для того, чтобы данный посетитель сделал следующий шаг на пути
к статусу вашего ПРИВЕРЖЕНЦА.
Нередко вы бываете покупателем
Вам нравится обедать именно в "Курсе", потому что там всегда
свежий ростбиф и привлекательные официантки. Вы покупаете в универмаге
"Старт", так как там все дешевле, пусть и не всегда есть достаточный
выбор. Вам нравится ходить в кинотеатр "Юность", так как у них идут
отличные зарубежные фильмы. Принадлежности к своему компьютеру вы закупаете
у МКС - фирма работает быстро и по приемлемым ценам, причем
поставка осуществляется уже на следующий день.
Вы приобретаете покупателя в тот момент, когда он что-то у вас покупает.
Именно здесь вам нужно удвоить усилия, если вы хотите, чтобы этот
человек купил у вас еще что-нибудь. Если вы уже застраховали свою жизнь,
то когда к вам придет страховой агент из другой фирмы и предложит более
выгодные условия, вы можете перезаключить договор страховки. Однако
если вы с одной и той же фирмой имеете договор и на страхование жизни,
и на пенсионные вклады, и на страховку автомобиля, то ваше отношение к
этой фирме уже совершенно другое - вы вряд ли так быстро порвете с ней всяческие отношения.
Иногда вы становитесь клиентом
Детскую одежду вы покупаете по каталогу "Ханна Андерсон", потому что
в нем предлагается очень красивая одежда, которую можно носить несколько
лет. Каждый день вы завтракаете "У Джо", так как где еще можно получить
яичницу с беконом, тосты и огромную чашку кофе?
Как только у предприятия появляются свои постоянные покупатели,
игнорировать их уже становится невозможно. В магазине Сакса обнаружили,
что половина оборота предприятия обеспечивается всего десятью процентами
их клиентов, и поэтому для этих постоянных клиентов
открыли специальный клуб - "The Saks first Club".
В подобном начинании Сакс не одинок. Фирма "JCPennеу" разослала
специальные льготные кредитные карты миллиону своих клиентов - тем, которые
в последние два года приобрели у них товаров на сумму не менее 800 долларов
в год и оплатили покупки в срок. Владельцы этих льготных кредитных
карточек заранее уведомляются о будущих распродажах, им выделяется удобное
время на покупки, предоставляются различные скидки, увеличиваются
гарантийные сроки на приобретенные ими товары. Они также получают
бесплатные каталоги (для обычных покупателей такой каталог стоит 5 долларов),
при необходимости - подарочную упаковку для купленного товара и
бесплатную ежеквартальную рекламную газету.
Однако выделение и вознаграждение постоянных клиентов еще более важно
для владельцев мелких предприятий. Если крупная розничная фирма или корпорация
объемом продаж в миллиард долларов в год теряет десять клиентов,
покупавших ежегодно на 1000 долларов каждый, то эта потеря составит всего
0,01% оборота, что едва ли существенно скажется на бизнесе. Но если
подобное произойдет с фирмой, у которой объем продаж составляет 200 000
долларов в год, то это уже будет 5% от оборота, что может привести к потере
25% чистого дохода. Малый бизнес должен очень внимательно и заботливо
относиться к своим лучшим и постоянным клиентам, являющимся его основной опорой.
И очень редко вы являетесь ПРИВЕРЖЕНЦЕМ.
Целый день вы только и делали, что рассказывали всем, как здорово работают
в фирме "Avery". После того как вам попалось бракованная плата
компьютера, на следующий день вам бесплатно произвели замену, а заодно
предложили и отремонтировать монитор. По телефону она говорили очень
вежливо и со знаннием дела. Теперь вы будете обращаться только к ним.
Именно такие приверженцы и обусловливают рост вашего бизнеса. Делается это так.
Если вам нужен юрист, вы можете перелистать страницы телефонного
справочника и выписать сотни телефонов. Или можно спросить у соседки,
понравился ли ей тот юрист, услугами которого она недавно пользовалась.
Если она ответит: "Дэн Смит - лучший юрист в нашем городке. Он вел дело
о моей травме и добился гораздо более выгодных условий, чем я рассчитывала.
Он всегда приветлив, улыбается, отвечает на телефонные звонки - в
общем, он здорово для меня поработал. Кроме того, он бесплатно подготовил
даже завещание для меня и моего мужа!" - то скорее всего ваш первый
телефонный звонок будет именно Дэну Смиту.
На деле ваша соседка, вероятно, не будет ждать, пока вы спросите у
нее совета по поводу юриста. Она наверняка и сана поделится своими впечатлениями.
Такие бесплатные дифирамбы, наверное, самая сильная форма рекламы.
Ваша соседка ведь не получает процентов от прибыли Дэна Смита, но, несмотря
на это, она не ленится пойти и рассказать, как повезло ей с этим
Смитом. С такими ПРИВЕРЖЕНЦАМИ Дэну Смиту скоро будет не хватать времени
на новых клиентов.
Джон Гроумен, вице-президент компании "Эпсилон", подразделения "Америкэн Экспресс",
которая принадлежит к наиболее крупным фирмам по ведению баз данных, говорит, что для
расширения бизнеса существует только три пути. Вот они:
1. Стремитесь иметь больше покупателей. Новые посетители и покупатели
увеличат оборот уже тем, что ваши товары или услуги увидят больше людей.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваши покупатели делали покупки чаще, тогда
вы сможете ему или ей продать больше. Заставьте работать на себя закон
средних чисел, предоставляя покупателю дополнительные поводы снова
зайти к вам за покупками.
3. Стремитесь, чтобы вошедшие в ваш магазин покупатели купили как
можно больше. Так будет, когда вы превратите покупателей в своих клиентов
и приверженцев. Оказывая постоянным и крупным покупателям все больше
дополнительных услуг и особенно предоставляя им различные льготы, вы
сможете резко увеличить оборот при наличии все тех же покупателей.
В повседневной жизни вы принадлежите то к одной, то к другой категории
нашей шкалы - от потенциального покупателя до приверженца. Те предприятия,
которым удастся удовлетворить ваши потребности полностью, и получат
от сотрудничества с вами наибольшую выгоду.
Посмотреть архив рассылки можно
здесь.
Написать мне письмо
bespasha@ukr.net.